Агрессия на могилах. В Ярославле обострилась кладбищенская проблема

Тема состояния ярославских кладбищ волнует многих. Об этом говорят постоянные обращения в редакцию «Северного края». Тема, безусловно, важная и щепетильная.

– На Леонтьевском кладбище в Ярославле у нашей семьи несколько могил. Хожу за ними ухаживать, и каждый раз с большой опаской, – жалуется жительница Кировского района Роза Александровна Шапошникова. – Как раз недалеко от нашего сектора находятся старые сараи, где обосновались местные бомжи. Ладно бы они тихие были – так нет, ведут себя агрессивно!

Безопасность городских кладбищ, да и в целом их состояние и благоустрой­ство так или иначе беспокоят всех ярославцев, приходящих на могилы родных и близких. Отвечает за все перечисленное муниципальное предприятие «Специализированная служба по вопросам похоронного дела». Вот только престижное Леонтьевское кладбище, находящееся практически в центре города, вблизи вокзала Ярославль-Главный, городу… не принадлежит.

Оказывается, еще в начале девяностых оно было передано в управление приходу храма святителя Леонтия. С тех пор именно приход ведет все дела, связанные с благоустройством, охраной и другими вопросами.

А пресловутые агрессивные бомжи, как выяснилось, регулярно отравляют жизнь не только посетителям, но и служителям церковного прихода, отвечающим за нормативное состояние кладбища.

– Бомжи – это наша большая проблема, – соглашается старший администратор Леонтьевского кладбища Татьяна Прусова. – Они здесь периодически появляются, в том числе у стен храма Святителя Леонтия, где наши сердобольные, но не слишком сознательные люди подают им милостыню. Мы уж их и увещевали, и работу предлагали – молодые же мужики, здоровые! Нет, не хотят работать, предпочитают попрошайничать и пьянствовать, причем на территории кладбища. Мы и сами их гоняем, вызываем полицию из Кировского РУВД. Кроме того, у прихода храма заключен договор с двумя охранными фирмами, осуществляющими круглосуточную охрану кладбища.

Правило трех лет

Что касается безопасности и благоустройства других девяти городских кладбищ, то здесь ответственность лежит уже на муниципальной похоронной службе.

– Всего в Ярославле три кладбища, где вообще не производятся захоронения (Тверицкое, Донское, Воинский мемориальный комплекс), пять кладбищ, где разрешены захоронения в существующие семейные ограды при наличии места или использование существующей могилы для нового захоронения не ранее чем через 20 лет после последнего захоронения (Игнатовское, Западное, Норское, Петрово, Северное), и действующее Осташинское кладбище, где разрешены новые захоронения, – рассказывает помощник заместителя мэра – директора департамента городского хозяйства Оксана Петрова. – На всех кладбищах гражданам бесплатно предоставляется инвентарь для ухода за могилой, вдоль дорожек установлены емкости с водой, контейнеры для мусора.

Что касается клещей, которыми традиционно «славятся» погосты, причем не только по весне, то в Ярославле акарицидная противоклещевая обработка кладбищ проводится два раза в год – весной и осенью. Обрабатываются территории вдоль основных дорожек, в частности, минувшей весной клещей истребляли на кладбищенских просторах общей площадью в 71 гектар. А чтобы отдельные злобные кровососы не цеплялись к людям непосредственно на могилах, захоронения необходимо содержать в порядке, пропалывать сорняки, где очень любят селиться клещи.

– Опасность подцепить клеща – еще одна причина, по которой обязательно нужно регулярно ухаживать за могилами, не давать им зарастать, – поясняет директор МКП «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Алексей Андронов. – Заросшую могилу невозможно обработать от клещей. Поэтому в совсем недалекой перспективе в Ярославле может начать действовать «правило трех лет». Это значит, что при отсутствии ухода за местом захоронения уполномоченная комиссия будет раз в год вывешивать на каждую такую могилу таблички предупреждения.

Могила никем не посещается один год – зеленая табличка, два года – желтая, три года – красная. Если захоронение давнее и по- прежнему остается неухоженным, то администрация кладбища получает право выкопать останки и перенести их на другое место. В перспективе, правда, пока очень отдаленной, после того как введут электронные паспорта, родственники смогут вводить информацию о своем посещении прямо с помощью кардридера, установленного на месте захоронения, – тогда, конечно, никакие красно-желто-зеленые таблички не понадобятся. Возможно, такой подход покажется жестким, но он действительно дисциплинирует людей, они начинают более регулярно посещать могилы своих близких и приводить их в порядок.

Оцифровка началась?

Электронный учет захоронений и распределение участков на кладбище с выдачей паспортов введены мэрией Ярославля с 2012 года, но для полного порядка нужно еще и «оцифровать» и паспортизировать все существующие могилы. В итоге можно будет быстро и легко отыскать любое захоронение. Это поможет не только власти в деле учета и контроля, но и самим ярославцам – в частности, снизит коррупционную составляющую похоронного дела.

– Я не устаю повторять людям, которые обращаются в нашу службу, ко мне лично: оплачивайте все непосредственно в ритуальной службе при составлении договора, требуйте чеки и никому не давайте денег на кладбище в день похорон, – призывает Алексей Андронов. – Никаких дополнительных взносов работники кладбища с граждан не вправе требовать.

Нужно помнить и о том, что в настоящее время стоимость гарантированного перечня услуг для граждан при организации похорон составляет 5600 рублей – эту сумму можно автоматически вычесть из счета, предъявляемого фирмой по организации похорон.

Еще один вопрос, который волнует ярославцев, связан как раз с тем, что из девяти муниципальных кладбищ хоронить на новых участках сегодня можно только на Осташинском, да и оно постепенно исчерпывает свой ресурс.

– Не беспокойтесь, свои обязанности по организации мест для традиционного захоронения власть обязательно выполнит, – подтверждает Оксана Петрова. – В феврале 2017 года на Осташинском кладбище был открыт вновь построенный участок для погребений №12П, сейчас разрабатывается проектно сметная и разрешительная документация на ввод в эксплуатацию еще одного нового участка – сектора №57. Кроме того, департамент городского хозяйства мэрии Ярославля прорабатывает вопрос о возможности размещения городского кладбища площадью до 20 гектаров в Ярославском районе.